Современные технологии печати позволяют нанести черно-белое и цветное изображение практически на любой материал: от натуральной ткани до виниловой или металлизированной пленки. Особняком в типографском арсенале стоит сублимационная печать, хотя ее результаты неоднократно видел каждый.
Особенности технологии
Впервые метод печати был применен для переноса изображения на синтетическую ткань. В дальнейшем технология применялась на хлопке, смесовых тканях, стекле, керамике. Сегодня методом сублимационной печати можно декорировать даже различные виды пластиковых изделий. Общих требований к материалам всего два: способность выдерживать краткосрочный нагрев до 200 градусов и задерживать на поверхности красящий состав. Если с соблюдением второго требования возникают проблемы, специалисты применяют праймеры, препятствующие вымыванию пигмента.
Сублимационный метод предусматривает так называемую термическую возгонку твердых чернил. Краска переходит в газообразное состояние, проникает в обрабатываемую поверхность, конденсируется и буквально спаивается с ней. Если технология выдержана, получается яркое, устойчивое к внешним воздействиям изображение.
Как любой технологический процесс, сублимация осуществляется при определенных условиях. Она невозможна без присутствия полимерной составляющей. Если речь идет о ткани, в ее составе должно быть минимум 50-60% синтетических волокон. Чем больше содержание полиэстера, тем выше качество готового изделия.
По стеклу, керамике и металлу сублимационная печать осуществляется после обработки поверхности специальным полиэстеровым покрытием. Праймер или лак может наноситься непосредственно на заводе, где изготавливается материал, или в типографии перед печатью.
Чернила для сублимационной печати под воздействием температуры и давления проникают в полиэстер на молекулярном уровне. Удалить краситель из обработанной поверхности невозможно.
Виды сублимационной печати
Печать может быть прямой и непрямой. Прямая предусматривает смешивание чернил внутри оборудования. Нанесение рисунка осуществляется на готовое изделие. Чаще всего метод применяется при изготовлении флагов, растяжек, штор и другого брендированного текстиля.
Технология прямой печати доступна в двух вариациях:
- Сухая. Для переноса изображения достаточно бумаги, лазерного принтера.
- Мокрая. Для обработки рабочей поверхности используется полиэфирный грунт (праймер). Изображение наносится прямо на изделие при помощи струйного принтера.
Непрямая сублимационная печать известна как термотрансферная. Двухфазная технология предусматривает печать изображения на силиконизированной бумаге (в зеркальном отражении) и перенос картинки на поверхность с применением термотрансферных чернил и термопресса.
Прямая печать применяется при изготовлении больших партий текстильной и сувенирной продукции. Непрямая (или промежуточная) используется при выполнении штучных заказов (от 1 образца).
Оборудование и материалы для печати
Для сублимационной печати необходимо специальное оборудование. Чаще всего в типографиях используются принтеры марок Epson, НР, Mitsubishi, Mimaki, Canon. Выбор оборудования осуществляется с учетом размеров предполагаемых изображений. Например, для печати на различных изделиях hand made (визитницах, кошельках, сумках и т. п.) достаточно принтера, поддерживающего формат А4. При производстве одежды придется использовать оборудование А3 формата. А типографии, предлагающие услуги сублимационной печати на полноразмерном холсте, приобретают принтеры А2.
Чернила
Использование струйной технологии предусматривает наличие СНПЧ (системы непрерывной подачи чернил). Принтеры с картриджами подходят для небольших мастерских или домашнего применения. На серьезном производстве в типографии без системы непрерывной подачи чернил не обойтись.
[gogleblock]
Для сублимационной печати может использоваться 4 или 6 цветов. Четырехцветные СНПЧ реже засоряются и дешевле в обслуживании. Но зато шестицветные позволяют получить более естественные изображения.
Тип чернил подбирается с учетом свойств и характеристик материалов, на которые предстоит наносить рисунки сублимационным методом. Для текстиля – одни краски, для керамики – другие.
Бумага
Сублимационная бумага – еще один неотъемлемый атрибут. Она может быть матовой и глянцевой. Матовая отлично покрывает стекло, металл и керамику. Для переноса изображения на текстиль чаще используются глянцевые расходные материалы.
Скотч
Скотч позволяет надежно закрепить бумажную заготовку на поверхности. К нему предъявляется ряд требований. Прежде всего, это термостойкость (не менее 200 С°) и прочность. Если картинка переносится на керамику, допускается использование бумажного малярного скотча.
Термопрессы
И, наконец, термопрессы, которые применяются в непрямой сублимационной печати. Они представлены в широком ассортименте. В типографиях используются следующие виды термопрессов:
- специализированные,
- многофункциональные,
- плоские,
- фигурные.
Плоские термопрессы позволяют переносить картинку на текстиль (футболки, шторы, баннеры и пр.) и другие материалы: листовой металл, стекло, керамическую плитку. Для декорирования посуды применяются тарелочные и кружечные прессы. Работа с ними имеет одну особенность. Изделие должно быть прогрето до помещения в пресс. В противном случае неравномерный нагрев может привести к появлению трещин на стекле или керамике.
Для сублимационной печати на головных уборах используют бейсболочные термопрессы. Также оборудование подходит для нанесения мелких рисунков и логотипов на различные изделия.
Текстиль для сублимационной печати
Чаще всего технологию применяют для печати на ткани. Натуральные лен и хлопок без допечатной подготовки для сублимации непригодны.
Плотный, прочный сатен отлично держит сублимационный рисунок. Из ткани такого типа изготавливают скатерти, шторы, предметы одежды, сумки и многое другое.
Для чехлов и флагов с сублимационной печатью чаще всего используется таффета. Если заказ включает интерьерный текстильный декор, исполнитель может порекомендовать клиенту микрофибру.
Двусторонняя сублимационная печать тоже возможна. Для нее используется ткань повышенной плотности – блэкаут. Она является оптимальным выбором для мобильных стендов, декораций, флагов, ширм и т. п.
Методом сублимационной печати также наносят изображения на униформу из габардина (фартуки, куртки, кепки, козырьки, галстуки, шарфы, плащи).
Цены на сублимационную печать в Москве
Стоимость сублимационной печати зависит от площади изображения, количества погонных метров или единиц (если речь идет о малом тираже и штучных готовых изделиях), материала, на который планируется переносить картинку. Цена печати на ткани начинается от 160 рублей за погонный метр при площади более чем 5000 кв. м. При расчете стоимости цена текстиля не учитывается. Отдельно оплачивается цветопроба. В зависимости от типографии стоимость услуги варьируется и в среднем составляет 1000 рублей с учетом ткани.
[gogleblock]
Печать на крое (куртках, футболках, фартуках и т. п.) стартует от 100 рублей за нанесение изображения с одной стороны в размере до А4. Стоимость снижается с увеличением тиража. При печати на более чем 100 экземплярах типографии готовы обсуждать финансовые условия сотрудничества в индивидуальном порядке.
Преимущества и недостатки технологии
Сублимационную печать выбирают за уникальную устойчивость рисунка к многократным стиркам и ультрафиолету. Также технология позволяет добиться фотографической четкости картинки. Многоцвет со сложной графикой – не проблема, если правильно подобраны расходные материалы.
Еще одним достоинством сублимационный печати является экологичность. По этому показателю она на порядок превосходит трафарет и шелкографию, где используются токсичные растворы для промывки форм.
Универсальность тоже большой плюс сублимации. Технология подходит для изготовления любых тиражей.
Если в качестве основы используется тонкая синтетическая ткань, сублимация обеспечивает глубокое прокрашивание. В результате получается двусторонне сквозное изображение. Это позволяет сэкономить средства при изготовлении флажков, флагов и других изделий без изнаночной стороны.
Стоит отметить и несколько недостатков технологии. Это ограниченный выбор текстиля по составу, высокая стоимость расходников и, соответственно, печатных экземпляров, некоторая сложность получения контрастного рисунка на темной ткани или ткани с узором.